Видеосъёмка и монтаж

Композиция кадра как способ привлечь внимание аудитории

В этом уроке мы поговорим о том, что такое композиция кадра и рассмотрим несколько базовых правил композиции и основ видеосъёмки, чтобы достичь в ваших видеороликах максимального зрительного эффекта. 

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ В КАДРЕ

Чувство композиции в той или иной мере присуще каждому человеку, и в повседневной жизни мы подсознательно пытаемся заполнять пустоту или убираем лишнее, например в своей квартире. 

На уровне наших ощущений мы добиваемся определенного равновесия в том, что на наш взгляд вызывает дискомфорт.


Композиция кадра — определенный набор правил, который служит для удобства восприятия данного кадра. Конечно, видео — это не фотография и не картина, но почти к любому кадру можно применить базовые правила композиции, о которых будет идти речь в этом уроке.


Под композицией кадра обычно понимают расположение видимых в кадре элементов, придающих изображению убедительность и целостность. Единство изображения достигается особым соотношением линии горизонта, предметов, цвета и света, которое приятно глазу.

Оператор указывает зрителю, куда смотреть
Композиция кадра определяется углом обзора объектива, а также зависит от того, с какого расстояния и ракурса снимается видео. Оператор определяет высоту расположения объектива и расстояние до объекта съёмки.

Если мы хотим, чтобы внимание зрителя сконцентрировалось на действии, а не на технике съёмок, нужно стремиться к тому, чтобы содержание кадра, заданное в сценарии, распознавалось просто и однозначно, не требуя дополнительных комментариев.

ПОЧЕМУ КОМПОЗИЦИЯ ВАЖНА

Хорошо выстроенная композиция лучше воспринимается зрителем. Она подчеркивает те или иные способы группирования объектов, структуру и форму, которые помогают зрителю наилучшим образом «прочесть» образ. 

Если что-либо мешает взгляду свободно двигаться по границе кадра или в кадре имеется что-либо, намертво приковывающее взгляд зрителя, то тогда он подсознательно испытывает неудовлетворение и, в худшем случае, зрительское внимание может быть утрачено: ваш ролик не досмотрят до конца и перелистнут.

БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ

1. Объекты в кадре

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ

Правило третей — это упрощённая версия золотого сечения. Согласно ему, изображение делится на девять равных частей с помощью двух горизонтальных и двух вертикальных линий. В результате образуется модульная сетка из девяти прямоугольников. Важные объекты в кадре помещаются на одну из линий или пересечений в 1/3 от края. 

Сейчас наверняка уже во всех смартфонах и фотокамерах есть функция включения такой сетки на экране для удобства позиционирования, поэтому приучить себя с ней работать и обращайте на нее внимание при постановке кадра.

При таком мысленном разделении, пересечения разделяющих линий и будут теми самыми областями, куда нужно располагать значимые объекты в кадре. Если размещать объект не в центре, а вдоль вертикальных или горизонтальных линий, а также в точках их пересечения, картинка выглядит динамично и больше привлекает внимание зрителей.

ПО ЦЕНТРУ
Но если вы хотите однозначно приковать внимание зрителя к объекту, и даже в какой-то степени принудить его: «Смотри вот на это!», разместите объект в центре. Картинка выглядит менее живописной, зато сразу приковывает взгляд к объекту.

Используйте правило третей и центральное размещение объекта в зависимости от цели.

2. Крупность планов и их комбинации

Каждый план имеет своё название, назначение и особенности. Разберём самые основные из них: общий, средний, крупный и детальный планы. Крупность планов легче всего объяснить на примере человека в кадре. 

КЛАССИФИКАЦИЯ КРУПНОСТИ ПЛАНОВ

В кинематографе существует более двадцати видов планов, но базовых из них всего шесть. Это так называемая классификация планов по Кулешову.

Лев Владимирович Кулешов — первый человек в киноиндустрии, чётко систематизировавший крупность планов. Его учебно-методические пособия даже спустя многие десятки лет очень востребованы благодаря своей наглядности. 

ДЕТАЛЬ нужна для акцента, для того, чтобы сосредоточить внимание зрителя на нужном вам объекте. Например, на предмет в руке героя.

КРУПНЫЙ ПЛАН - портретный формат. Это план с кадрированием по плечи. Наиболее эффективен для передачи состояния героя, так как лицо человека занимает практически весь план, а также для эмоционального вовлечения зрителя, так как позволяет создать эффект диалога, ведущегося лично с ним.

СРЕДНИЙ ПЛАН позволяет более комфортно наблюдать за действиями героя в кадре и лучше считывать его эмоции и настроение.

Этот план можно разделить на два подвида. ПЕРВЫЙ СРЕДНИЙ план  человек кадрируется по пояс. 

ВТОРОЙ СРЕДНИЙ план  человек кадрируется ниже пояса.

Важно помнить, что в данном случае не стоит кадрировать человека по коленям, таким образом "отрезая" ему ноги. Лучше всего нижнюю границу кадра поместить в районе бёдер. 

ОБЩИЙ ПЛАН — предмет или герой изображён в полный рост, над и под ним лишь небольшая часть пространства.

ДАЛЬНИЙ ПЛАН  герой  является частью общей картины, не крупнее 1/7 от высоты кадра.

Чередование крупности планов имеет первостепенное значение при монтаже. Чередуя планы вы можете добиваться определённых эффектов и влиять на эмоции зрителя. 

Главный принцип: следует чередовать планы по принципу соседства, будто мы перемещаемся вверх и вниз по воображаемой лестнице, не перепрыгивая через ступеньки:

с общего плана  на средний,

со среднего  на крупный,

а с крупного можно уйти на деталь либо вернуться обратно на средний и так далее.

3. Движение камеры

Для большинства видео не достаточно съёмки с одной точки. Чтобы добиться большей выразительности оператор может двигать камеру следующими способами:

СТАТИЧНЫЙ КАДР

Действие в кадре происходит на небольшой площадке и полностью попадает в объектив без изменения положения камеры. Именно за счёт того, что сама съёмка не даёт динамики и глубины происходящему, нужно выстраивать кадр таким образом, чтобы он не был плоским и скучным.

Как снимать: неподвижной камерой со штатива или с рук аналогично фотосъёмке. 

НАЕЗД/ОТЪЕЗД
Наезд и обратное движение — отъезд — это одна их самых универсальных техник. Камеру перемещают назад или вперед как по рельсам. 

Такие приёмы актуальны для съёмок художественных видео и передают определённые и драматические состояния персонажей.

Например, при плане с наездом на героя его слова или сама его сущность становятся более важными и наполненными смыслами. План с отъездом передаёт чувство одиночества, изоляции или прощания зрителей с персонажем.  

Также наезд или отъезд актуальны, если стоит задача создать центральную композицию. 

Например, когда объекты расположены в центре кадра или прослеживается симметрия, уравновешенность и идеально выверенная композиция.

Как снимать: поставьте камеру напротив объекта, включите запись, снимайте в режиме 60 кадров в секунду, чтобы потом можно было замедлить видео, и двигайте камеру к объекту. Следите, чтобы ваши движения были максимально плавными и не отклонялись от воображаемой плоскости — представьте себя в виде поезда, который передвигается по рельсам. Чтобы руки не дрожали необходимо зафиксировать их, для этого крепко прижмите оба локтя к туловищу и всем телом двигайтесь на объект или отдаляйтесь от него в процессе съёмки. 

ПАНОРАМИРОВАНИЕ

Панорама  это один из самых ранних приёмов съёмки, предполагает в основном установку камеры на штатив с подвижным шарниром. Вы можете перемещать камеру слева направо или наоборот, но штатив остаётся неподвижным. 

Как снимать: перемещайте камеру горизонтально влево или вправо. Лучше всего для этих целей использовать штатив. Съёмку всегда начинайте с неподвижного кадра: зафиксируйте камеру на несколько секунд, далее начните двигаться вдоль одной плоскости как по рельсам вправо или влево и заканчивайте снова неподвижным планом на несколько секунд. Неподвижные кадры вначале и в конце облегчат дальнейший монтаж. 

Если снимаете без штатива, можете поместить камеру (смартфон) на какой-то предмет, например книгу и в процессе съёмки перемещать книгу по столу вместе с зафиксированной на книге камерой (смартфоном). Чтобы скольжение книги по столу было плавным, поместите под книгу мягкую тряпочку.

Этих трёх разновидностей движения камеры вполне достаточно, чтобы придать реалистичный эффект постановочным сценам. Но это не значит, что вы должны использовать только описанные приёмы. Как и любой художник, вы можете двигать камеру по своему усмотрению. Поэтому экспериментируйте. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанные в этом уроке правила и приёмы  это далеко не исчерпывающий перечень, но даже благодаря их использованию вы сможете кратчайшим путем достичь красивой картинки и донести до зрителя показанные в кадре смыслы. В операторском искусстве, также как и в любом творческом процессе важно вырабатывать навык насмотренности: смотрите художественные фильмы выдающихся режиссёров и операторов, хорошие телепередачи и профессиональные рекламные ролики и обращайте внимание как реализованы те или иные правила и приёмы, чтобы в дальнейшем повторить в своих работах.